Сотрудничество с предприятиями БелКООПСоюза было начато в 2012 году с автоматизации магазинов Гродненского потребительского общества. В 2019 году мы выиграли тендер на комплексную автоматизацию магазинов и территориальных распределительных складов(ТРС) всей сети. Учет и управление осуществляются специалистами ТРС, РайПО, ОблПО и Белкоопсоюза в рамках предоставленных им прав доступа к функциям и данным системы. На уровне головного офиса создана единая ИТ-служба 1-ой линии поддержки пользователей. Она же поддерживает мастер-данные системы(НСИ).
На начало 2024-го года более 5-ти тысяч торговых объектов подключены к системе. Среди них полностью автоматизированы более 2-х тысяч розничных магазинов (включая автолавки) и 180-ти ТРС. Важной особенностью проекта является то, что в малых автоматизированных магазинах отсутствуют ПК для пользователей торговой системы. Продавцы используют в своей работе кассовые рабочие места(POS) и терминалы сбора данных(ТСД), что позволяет значительно уменьшить затраты на их обучение, закупку и поддержку оборудования и, как результат, снизить стоимость всего проекта. Остальные торговые объекты (особенно в сельской местности) еще не оснащены этим оборудованием. Здесь нами реализована частичная автоматизация товарного учета по месту хранения товара. По ним учитывается поступление товаров и производится его расценка. Списание остатков реализовано на основании проведения инвентаризаций. По мере внедрения торгового оборудования на таких объектах будет доступен полный учет в реальном режиме времени. Ведение учета в малых магазинах осуществляется специалистами РайПО. Одновременно в системе работает около 1000 пользователей, а также для поддержки различных бизнес-процессов задействовано более 2500 ТСД (как правило, по одному в магазине и по 4-5 на складах). Торговая система работает в «облаке» MTC Сloud. Еще несколько лет назад сеть насчитывала около 7 тысяч торговых объектов. В последнее время активно проводится оптимизация работы сети. В частности, закрываются нерентабельные и неперспективные магазины в сельской местности, а обслуживание жителей производится автолавками. Важную роль в этом процессе играет торговая система lsFusion ERP, которая позволяет эффективно управлять динамично изменяющейся торговой сетью.
Исторически сложилось, что в магазинах используется практически весь спектр фронтальных решений и торгового оборудования, представленный в РБ. Наша торговая система успешно решает задачу интеграции с торговым оборудованием и другими учетными системами предприятий БелКООПСоюза. В число розничных объектов входят также и автолавки с их жесткими требованиями к эксплуатационным характеристикам оборудования. Для них предложено наше экономичное и надежное фронтальное решение на базе cервера торгового оборудования EQS в связке с КСА SENTO LAN E (НТС, г. Гомель). В магазинах активно используются ТСД для приемки товаров, выписки счет-фактур, контроля ценников и проведения инвентаризации. Обмен данными с торговой системой осуществляется через сокет. Торговая система после приема запроса от магазина на обмен данными забирает созданные в нем документы, формирует в формате приложения ТСД базу данных(SQLite) с актуальной для него на данный момент информацией и отправляет ее обратно одним физическим файлом. Как результат — сеанс обмена с ТСД магазина занимает всего лишь несколько секунд. Далее ТСД работает в автономном режиме, что особенно актуально в случаях использования неустойчивого канала связи.
В рамках этого проекта внедрены технологии документооборота с электронной цифровой подписью, подключены EDI-сервисы и выгрузка на портал ЭСЧФ. Поддерживается единая НСИ, активно идет процесс упорядочивания отношений с поставщиками путем поддержки в системе договоров и протоколов согласования цен(ПСЦ). Прием реализации и актуализация остатков выполняются в режиме on-line. Реализована интеграция с интернет-магазином. Автоматизирована сеть общепита в части учета сырья и готовой продукции с учетом специфических требований заказчика. В Лидском РайПО в рамках пилотного проекта внедрено новое мобильное приложение (ТСД, смартфон, планшетник) для корректировки и подтверждения заказов на поставку товаров продавцом магазина. Их формирование выполняется в торговой системе на базе ассортиментных матриц или остатков магазинов, ПСЦ и графиков поставок. Предусмотрен и механизм создания заказа по потребности непосредственно в мобильном приложении в рамках загружаемого в него ассортимента поставщика.
Внедрение lsFusion ERP позволило оптимизировать штат менеджеров БелКООПсоюза и получить недорогой эффективный инструмент для оперативного управления самой крупной в стране торговой сетью. В частности, этому способствует внедренный модуль BI на основе бесплатной OLAP DRUID, который позволяет руководству предприятия анализировать работу всей сети вплоть до конкретного торгового объекта.